Питерский провал: почему [
Петербуржский провал: почему [https://vk.com/wall-183031_861499|Зак. собрание, законодательное собрание затормозил реновацию]. Парламент Северной столицы пошел навстречу пожеланию Беглова и поддержал приостановку действия принятого летом закона о реновации Петербурга — до начала 2024 года
Блеск и нищета Петербурга, как в зеркале, отражается в истории ветхих зданий. Причем скандальные хрущевки — еще не самые развалившиеся. Об этом напомнил Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития (ИСОГОР), комментируя ситуацию с провальной попыткой вывести Петербург на второй виток реновации: «Как должно происходить расселение — вопрос критериев, причем применительно не только к хрущевкам. Есть дома барачного типа и прочие — старые, послевоенные, те, в которых условия для жизни до сих пор остаются чудовищными».
В любом случае, возникает вопрос собственности — вовсе не региональный, а федеральный, из-за этим неприятие реновации жильцами объясняется просто: «Они рассуждают так: почему чужим людям дано право решать судьбу моих квадратных метров — моей квартиры или дачи? С таким же успехом можно собрать жителей микрорайона и постановить: все машины отбираем даже у тех, у кого машин нет, а взамен выдаем самокаты. Для меня вопрос собственности — основной». Вместе с тем понятно стремление городских чиновников и депутатов, принимавших закон, «максимально быстро войти в федеральную норму».
Вообще-то сегодня в Санкт-Петербурге и пригородах есть возможность строить, не говоря даже о Ленинградской области. Действительно, на днях портал «ДОМ.РФ» выставил на торги 752,98 га земли в районе Красного Бора, недалеко от Колпино и Никольского. Предполагается, что здесь появится новый город-спутник Северной столицы. Иными словами, есть где развернуться и без типовых хрущевок, которых в «подсносный» период с 1957-го по 1970 год было построено 2356 — сейчас в них живут 650 тыс. петербуржцев.
Кстати, Москва пошла по другому сценарию реновации, неприменимому для Петербурга, отмечает Дмитрий Солонников: «В реконструкцию столичных хрущевок несколько лет назад было вписано огромное количество денег. И делалось это не за счет инвесторов, а за счет бюджета. Москва, в отличие от Петербурга, может себе такое позволить. Там гарант — государство. А в петербургском законе черным по белому написано: за счет инвестора». Кроме того, программа реновации в российской столице гарантирует переселенцам переезд в новостройки, расположенные в тех же кварталах и шаговой доступности от старых пятиэтажек. В Санкт-Петербурге же волна неприятия у обитателей хрущевок возникла в первую очередь из-за того, что новый закон не гарантирует переселения в тот же район, где они обитают в своих «клетушках». Петербургский суд даже принял к рассмотрению коллективный иск противников реновации к городской власти. Страсти кипят и в соцсетях — такой характерный комментарий можно прочесть, например, в группе ВК «Реновация Санкт-Петербург. Расселение хрущевок»: «”Защита прав граждан” и “руководство города” — это антонимы. Беглов будет расселять всех, кого не мобилизует, а вместо трешки в центре вы по кадастровой стоимости получите студию в Мурино или Шушарах!»
Всесторонне рассматривая тему, стоит вспомнить и о том, как горожане когда-то попали в типовые пятиэтажки. Так вышло, что автор этих строк живет в хрущевке, куда в далеком 1968 году переселили семьи из самого сердца Петербурга — старинного дома на ул. Рубинштейна. Сказали — на время, оказалось — практически навечно. Дед, которому тогда было уже за девяносто, долгое время ездил к старому дому — не мог привыкнуть, вся жизнь прошла там. Несложно представить, что бы он сказал тем, кто предложил бы ему переселиться еще и в Шушары. Но, как показало время, даже самая долгая жизнь коротка по сравнению с иными строительными решениями.
13. 10. 2022 - 16:03